75 лет назад подошла к концу самая чудовищная и разрушительная война в истории. Она оставила неизгладимый след в коллективной памяти: до сих пор война предстает перед нами с разных сторон в книгах, музыке, театре и особенно — в фильмах. Пожалуй, ни один критик или историк кино не сможет перечислить все контексты и ракурсы, в которых это событие было представлено на экране. Масштабные баталии и камерные человеческие истории, бытописание и мифотворчество — эти и другие грани очерчивают необозримое пространство смыслов и стилей, в котором существуют истории о войне.
Сотрудники редакции портала ПрофиСинема делятся своими любимыми фильмами на военную тематику. Предлагаем вашему вниманию эту подборку.
«Летят журавли», режиссер Михаил Калатозов, 1957
Вероника и Борис — молодые влюбленные. Их счастье и планы на жизнь разрушает война. Борис отправляется на фронт, а Веронике предстоит непростое моральное испытание.
«История Вероники и Бориса, в жизнь и любовь которых так предательски вторглась война, каждый раз задевает за живое и не оставляет шансов сдержать слезы. Фильм о разрушенных судьбах, потерянных душах, разбитых сердцах, недошедших с фронта письмах. Об отчаянии, ошибках и раскаянии… Фильм, в очередной раз напоминающий, насколько трагичной была война. Потрясающая, во многом новаторская операторская работа Сергея Урусевского и необыкновенная актерская игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова не дают оторвать взгляд от экрана. Не возникает сомнений, почему лента так поразила всех в Каннах и получила главную награду смотра», — райтер Елена Трусова.
«Иваново детство», режиссер Андрей Тарковский, 1962
У 12-летнего Ивана война отняла семью. Охваченный ненавистью к врагу, мальчик становится разведчиком и доставляет ценные сведения военным. Иван слишком рано лишается детства — не столько из за того что выполняет опасную работу, сколько из за неистового желания мести, которому поражаются даже бывалые солдаты.
«Для меня это самая антивоенная картина, точно и жестоко показывающая разрушительное воздействие войны, коверкающее психику и убивающее саму человеческую сущность, лишающее детства и отнимающее будущего. Фильм не теряющий, а, пожалуй, приобретающий большую актуальность особенно сейчас, когда детей бездумно наряжают в военную форму, а на машины лепят наклейки «Можем повторить»», — продюсер Матвей Ромодановский.
«Женя, Женечка и Катюша», режиссер Владимир Мотыль, 1967
История любви молодого, комично рассеянного солдата Жени Колышкина, то и дело попадающего в нелепые положения, и связистки Жени.
«Из большого количества очень хороших фильмов о войне мне первым делом вспоминается фильм Владимира Мотыля, который работал над этой трагикомичной историей вместе с Булатом Окуджавой. Олег Даль в главной роли нескладного интеллигентного юноши, светлое чувство, рождающееся под канонады Катюш, удивительная главная музыкальная тема Исаака Шварца «Капли датского короля», исполненная самим Окуджавой и, конечно, трагический финал – все это заставляет думать о бессмысленности войны», — главный редактор Нина Ромодановская.
«20 дней без войны», режиссер Алексей Герман, 1976
Фронтовой журналист Лопатин получает отпуск и отправляется на 20 дней в Ташкент. Там он сталкивается с уже непривычной мирной жизнью. Все, кого он встречает на своем пути так или иначе покалечены войной, однако даже в этих условиях ему удается встретить родного человека.
«Фильм о жизни во время войны без крупных батальных сцен, без милитаристского пафоса и ура-патриотического глянца. Серый, грязный тыловой Ташкент, скупой на слова главный герой. Камера, следящая за обычной жизнью обычных людей в глубоком тылу. И буря эмоций, рождающихся во время просмотра. Потрясающий дуэт Юрия Никулина и Людмилы Гурченко», — продюсер Матвей Ромодановский.
«Восхождение», режиссер Лариса Шепитько, 1976
Военная драма по мотивам повести Василя Быкова «Сотников». Двое партизан — Рыбак и Сотников попадают в плен к нацистам. Сотников отказывается выдавать врагу секреты и готовится расстаться с жизнью. Рыбак же пытается сотрудничать с неприятелем — себя он оправдывает тем, что необходимо выжить, чтобы продолжить освободительную борьбу. Однако, грань между хитростью и предательством оказывается слишком тонка.
«На материале войны Лариса Шепитько создала поистине универсальную вневременную историю, которая воспринимается как вариация евангельской темы страстей Христовых. В персонажах фильма угадываются образы Христа, Иуды, дьявола искусителя. Здесь рациональная земная логика сталкивается с иррациональной верой, а героизм обнаруживает родство со святостью», — Алексей Беззубиков, редактор базы российского и иностранного кино.
«Торпедоносцы», режиссер Семен Аранович, 1983
Картина посвящена военным летчикам, живущим и несущим службу в заполярном гарнизоне. Их быт, праздники и семейные драмы перемежаются с боевыми вылетами, каждый из которых может оказаться последним…
«Очень непросто в двух словах пересказать сюжет этой ленты по мотивам военных рассказов Юрия Германа. Поставленная, казалось бы, лаконичными и простыми выразительными средствами, она пробирает до нутра. Здесь нет эпических баталий и пафосных сцен, однако Семену Арановичу удалось выразить ужас войны, когда тень страдания и смерти нависает над каждым человеком в его повседневном трагикомическом существовании», — Алексей Беззубиков, редактор базы российского и иностранного кино.
«Законный брак», режиссёр Альберт Мкртчян, 1985
Ольга, эвакуированная из Москвы в Ташкент, заключает фиктивный брак с актером Игорем — так она хочет вернуться в родной город. Однако вскоре герои понимают, что им хорошо друг с другом и не желают разводиться. Внезапное счастье оказывается недолгим.
«Любовь во время войны – тема особенная. Пока грохотали пушки, не молчали не только музы. Живы были и человеческие чувства, нежные, романтические. Альберт Мкртчян в год 40-летия Победы снял очень тонкую, трепетную картину о том, как это самое чувство зародилось в самом начале Великой Отечественной войны. Наталья Белохвостикова и Игорь Костолевский тонко разыгрывают историю зарождения этой любви, которую жёстко и грубо прервала война», — Александра Иванова, журналист-обозреватель.
«Сочинение ко Дню Победы», режиссёр Сергей Урсуляк, 1998
Трое фронтовых товарищей встречаются в Москве в постперестроечные 90-е. Мир вокруг них стремительно меняется — и пожилым ветеранам не на кого положиться кроме друг друга. Им приходится вытаскивать друг друга из передряг и снова, как в молодости, вместе идти на риск.
«Формально это кино не о войне. Действие происходит в конце XX века, в 90-х годах в Москве. Главные герои – три старика-ветерана, боевые друзья, собирающиеся вместе отметить свой святой праздник – День Победы. Но эта картина – самая настоящая дань памяти всем ветеранам, людям, опалённым той страшной войной. Фильм удивительно светлый, щемяще-трогательный и честный, снятый с юмором и с большой любовью. В главных ролях блистательное трио – Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов и Михаил Ульянов», — Александра Иванова, журналист-обозреватель.
«Спасти рядового Райана», режиссёр Стивен Спилберг, 1998
Американское командование узнаёт, что трое братьев-солдат погибли в ходе операций в Нормандии и на островах Новой Гвинеи и решает вывезти из воюющей Европы четвёртого, последнего оставшегося в живых брата и вернуть его домой к матери.
«»Спасти рядового Райана» по выражению Роджера Эберта — «сильнейший опыт», это фильм, получивший 11 номинаций на «Оскар» и в итоге пять статуэток. А также Стивен Спилберг в расцвете, огромный не только в своём реализме, но и в своих талантах манипулирования зрителем. Но в любом случае это почти гомеровский почерк в описании войны, детальное изображение страшного мира, который надо пройти насквозь, чтобы вернуться домой. Если говорить о форме, то это кино — эталон», — Марина Латышева, журналист-обозреватель.
«Пианист», режиссер Роман Полански, 2002
Фильм снят по автобиографии выдающегося польского пианиста Владислава Шпильмана. Главный герой — музыкант-еврей, жизнь которого стремительно меняется с приходом войны. Оказавшись в оккупированном городе, он вынужден скитаться и прятаться от нацистов, находя спасение лишь в искусстве: хоть он не может им более заниматься, искусство живет в душе героя, давая ему силы вынести нечеловеческие испытания на краю жизни и смерти.
«Три премии Оскар, две премии BAFTA, одна Золотая пальмовая ветвь и один Эдриан Броуди в роли гениального пианиста Владислава Шпильмана. Фильм показывает, как стремительно начавшаяся война разрушает города, ломает жизни и калечит людей, но ей неподвластно уничтожить или даже ослабить силу искусства, которая живет в их душах. История польского пианиста, спасающегося бегством и живущего в страхе и голоде, которого во время хаоса военных действий спасала только музыка, пусть даже и играла она лишь в его голове. Определенно одна из лучших военных драм 2000-х», — райтер Елена Трусова.
«Кукушка», режиссер Александр Рогожкин, 2002
Осень 1944 года. Саамка Анни дает пристанище двум мужчинам. Первый — финский солдат Вейко, которого отступающие сослуживцы приковали к скале, переодев в форму СС, чтобы тот прикрывал отход. Второй — советский офицер Иван, арестованный СМЕРШем по доносу и чудом оказавшийся на свободе после того, как его конвой попал под бомбы. Все трое говорят на разных языках, Иван и Вейко принадлежат двум противоборствующим странам. Однако на хуторе Анни войны нет.
«Фильм Александра Рогожкина рассказывает о войне без войны. Я считаю, это высший пилотаж в жанре. Тихая, тонкая картина держится на трех актерах и трех языках. Мужской дуэт — Виктор Бычков и Вилле Хаапасало в главных ролях русского и финского солдат, так не похожих на раздолбаев из предыдущего фильма режиссера (а ведь риск был!). И коренная саамка Анни-Кристина Юусо, слишком молодая для этой роли. Не зря лента получила столько наград и одну из них как лучший фильм о войне, снятый в 21 веке», — главный редактор Нина Ромодановская.
«Флаги наших отцов»/«Письма с Иводзимы», режиссёр Клинт Иствуд, 2006
Дилогия о битве американцев и японцев на острове Иводзима. В первой части американцы берут Иводзиму, несколько солдат становятся персонажами культовой фотографии и отправляются на родину, агитировать за инвестиции в армию. Во второй в то же время и в тех же декорациях японцы это сражение проигрывают и мужественно умирают.
«Проект Клинта Иствуда, про которого когда-то все думали, что он большой актёр, но оказалось, что как режиссёр он ещё больше. Кино страшное, честное и очень неудобное — о том, что на далёкую войну за океаном всем обычно наплевать, что в любое время в любой стране мы ходим по костям когда-то убитых солдат, что в войне выигравших нет, есть лишь её последствия», — Марина Латышева, журналист-обозреватель.
Источник: proficinema.ru